Газета «Республика Башкортостан»

«ПАЗик» в законе

Власти намерены избавиться от нелегальных перевозчиков и навести порядок на дорогах города

Сегодня речь идет о масштабном реформировании всех перевозок в городе.
Сегодня речь идет о масштабном реформировании всех перевозок в городе.
Автор: Тамара ПЕРЕСЫПКИНА
Фото: Раиф БАДЫКОВ
версия для печати
Сегодня речь идет о масштабном реформировании всех перевозок в городе.

Врио главы РБ Радий Хабиров на первом же совещании, которое он провел в правительстве республики, возмутился: «Здесь что, Техас?» и потребовал навести порядок в работе общественного транспорта до 1 декабря.

Он дал понять, что знает о нерешаемых в течение многих лет проблемах транспортной инфраструктуры.


Доехать до места и не умереть

Как-то брала интервью у стажировавшегося в Уфе афроамериканца, будущего нефтяника. На вопрос, что произвело на него у нас самое большое впечатление, темнокожий гость, ни секунды не задумываясь, ответил: «Транспорт». И тут же пояснил: «Долго, холодно, ломается». Целая жизнь прошла с того интервью — тридцать лет, а транспорт в Уфе все такой же безобразный. Хотя, нет, стал еще хуже — появились «пробки».

 

Бешеные скорости, остановки где придется, гонки и мордобой обиженных конкурентов на глазах у пассажиров, а еще грязные вонючие салоны с блатной музыкой и проваливающимися сиденьями, полуголые хамоватые водители, не выпускающие из рук мобильников, а то и засыпающие на ходу, — вот неполный перечень тех «прелестей» общественного проезда, с которыми уфимские пассажиры как будто уже смирились. Неудобства — лишь часть проблемы. Иной раз едешь и молишься: только бы живой добраться! Впрочем, все это эмоции. А вот факты.


— За девять месяцев года в республике произошло 282 ДТП с участием пассажирского транспорта, в которых двадцать человек погибли, 376 получили ранения. Почти половина происшествий случилась по вине водителей, — сообщил начальник ГИБДД Башкирии Динар Гильмутдинов. — Всего же инспекторы выявили более 70 тысяч всевозможных нарушений, вплоть до задержания пьяных за рулем, а также граждан Казахстана, перевозивших людей по поддельным правам. В этом году возбуждено четыре уголовных дела за нарушения в сфере перевозок, два из которых переданы в суд. Самые опасные для пассажиров города республики — Уфа и Стерлитамак.


Миссия выполнима?

Власти намерены поставить точку в этом длящемся годами бардаке. По сути, как выразился главный транспортник республики Тимур Мухаметьянов, речь идет о масштабном реформировании всей системы перевозок в городе. Здесь, как говорится, без вариантов.


К проблеме подключился парламент Башкирии, на площадке которого организовали рабочую группу по мониторингу закона о транспортном обслуживании. В нее вошли депутаты, чиновники, эксперты и представители общественности. Уже на следующий день после создания члены группы собрались на первое заседание, чтобы поговорить о ситуации в Уфе.


А она, говоря языком цифр, очень непростая, если не сказать тревожная. Из трехтысячного парка общественного транспорта, задействованного в столице, лишь 260 автобусов — большой вместимости (причем их количество за последние десять лет резко сократилось), еще 1400 малых транспортных средств и 1300 — нелегальных.

 

Для справки: нелегальным считается перевозчик, у которого нет лицензии, если же она имеется, но отсутствует договор с администрацией муниципалитета, это просто нарушитель. В общем объеме столичных перевозок 14 процентов приходится на государственные и муниципальные, 44 — на частные, 42 процента взяли в свои руки нелегалы. Кроме того, ежедневно в столицу республики заезжает около 700 автобусов, работающих на межмуниципальных маршрутах и стартующих с тринадцати основных площадок. Чиновники знают, с каких именно. Для сравнения: во многих крупных городах страны довольно успешно используется принцип привлечения так называемого якорного, то есть основного, перевозчика, в роли которого выступают муниципальные предприятия. Там их доля в общем объеме услуг достигает 70 процентов.


— Подготовлена дорожная карта из шести основных мероприятий, которая в ближайшее время будет согласована, и мы начнем работу, — сообщил заместитель главы администрации города Андрей Федосов. — Прежде всего оптимизируем маршрутную сеть, оставив в ней вместо 116 только 95 ключевых маршрутов, все перевозчики будут переведены на контрактную систему, увеличим количество автобусов большой вместимости. Полностью уберем с рынка нелегалов и введем строгий учет за счет массового внедрения навигационно-информационной системы (НИС), к которой сейчас подключено 1300 единиц, а будет оборудован весь общественный транспорт, а также единой транспортной карты (ЕТК). С 1 июля 2019 года плата за проезд будет взиматься исключительно через кассовые аппараты, с использованием транспортной карты.


— У более 700 тысяч жителей республики в банковских картах уже имеются транспортные приложения, которыми они могут воспользоваться для оплаты проезда, — заметил директор АО «Башкирский регистр социальных карт» Александр Гусев. — Мы готовы в короткие сроки реализовать проект и для остальной части населения — сначала в Уфе, а затем на всей территории республики.


Впрочем, только заключить контракты, ввести кассовый учет и ждать, что перевозчики будут неукоснительно исполнять требуемое, еще мало, отметили участники разговора.


— Надо постоянно контролировать их работу, заставлять выполнять условия, прописанные в контрактах, — подчеркнул начальник отдела Прокуратуры РБ Дмитрий Коровкин. — Зачастую мы сталкиваемся с тем, что те маршруты, которые выиграл перевозчик, им просто-напросто не обслуживаются. Вместо него ездят совершенно другие лицензиаты. Мэрия видит это, но договоры не расторгает.


Говорили и о мерах ответственности перевозчиков, наказать которых сегодня за недобросовестную работу не так просто. По словам руководителя Госавтонадзора РБ Сергея Мережко, штрафы за те или иные нарушения не слишком велики, да и эту сумму перевозчики предпочитают не платить: сначала копят, а затем бросают старые предприятия, создавая вместо них новые. Есть более действенная санкция — арест имущества, но она пока применяется недостаточно активно. Оно и понятно, добавил представитель прокуратуры, ведь не совсем ясно, куда надо вывозить арестованный транспорт, с кого и каким образом взимать плату за его хранение. Все эти вопросы пока еще недостаточно изучены, и тут полезно обратиться к опыту других регионов. А еще подумать о грамотных формулировках в принимаемых документах.


— Нужно установить адекватные меры ответственности перевозчиков, вплоть до расторжения контрактов за самые грубые нарушения, — уверена руководитель инвестиционно-правовой и антимонопольной практик коллегии адвокатов «Арт-Лекс» Марина Максимова. — Также в контракте должны быть четко прописаны все условия: от технических требований к автопарку до штрафных санкций в случае их неисполнения.

Не разочаровать пассажиров

Все согласились с тем, что перемены нужны. Но действовать следует очень грамотно, поэтапно, предварительно рассчитывая последствия каждого нового шага. Прежде всего, по отношению к пассажирам, для которых нынешняя ситуация должна только улучшиться. Хотя, если честно, то хуже просто некуда.

 

— Важный вопрос — ликвидация нелегалов, обслуживающих более сорока процентов перевозок, — обратил внимание собравшихся депутат горсовета Уфы Вадим Лукьянов. — Их надо не просто убрать с рынка, а заместить необходимыми маршрутами, иначе нас ждет настоящий транспортный коллапс.

 

С другой стороны, власти должны позаботиться и о самих нелегальных перевозчиках, об их семьях, которые лишатся основного источника заработка, отметили участники разговора. В свое время эти люди покупали автобусы, чтобы зарабатывать, у большинства из них неплохой транспорт, который зачастую даже новее того, на котором ездят легальные водители. И этот ресурс — и людской, и технический — надо использовать, что называется, в мирных целях: выводить неофициальных перевозчиков из тени и привлекать к сотрудничеству.

 

— Конечной целью реформирования должна стать качественно оказанная услуга по перевозке пассажиров — вот что главное, — поддержал коллегу уфимский депутат Сергей Копысов. — И без учета пассажиропотока, который слабо изучался до последнего времени, этого не сделаешь.

 

Очень важно при решении кардинальных вопросов не оставить за бортом и мелочи, здорово влияющие на дорожную обстановку. Это и вопросы размещения остановок, которые чаще всего почему-то находятся на крупных перекрестах, и отсутствие специальных мест для стоянок, отстоя автобусов (сейчас они в большинстве своем ночуют в жилых дворах, рядом с домами водителей), и многое другое.


В общем, легко и быстро проблему, обраставшую бородой годами, а то и десятилетиями, не решить. Следующее заседание рабочей группы будет выездным — его проведут во второй половине ноября в администрации Уфы. Часики между тем тикают, и до часа икс — 1 декабря остается совсем немного времени.

Опубликовано: 23.10.18 (05:49) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Приезд в Сибай руководителя региона дал горожанам надежду.    

Написать комментарий


AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Башкирском театре оперы и балета в Уфе впервые прошла благотворительная Аксаковская елка. На праздник со всей республики приехали без малого 300 ребятишек. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, или оказавшиеся в трудных жизненных обстоят

Вернуться