Издательство «Республика Башкортостан»

«ПАЗик» в законе

Власти намерены избавиться от нелегальных перевозчиков и навести порядок на дорогах города

Сегодня речь идет о масштабном реформировании всех перевозок в городе.
Сегодня речь идет о масштабном реформировании всех перевозок в городе.
Автор: Тамара ПЕРЕСЫПКИНА
Фото: Раиф БАДЫКОВ
версия для печати
Сегодня речь идет о масштабном реформировании всех перевозок в городе.

Врио главы РБ Радий Хабиров на первом же совещании, которое он провел в правительстве республики, возмутился: «Здесь что, Техас?» и потребовал навести порядок в работе общественного транспорта до 1 декабря.

Он дал понять, что знает о нерешаемых в течение многих лет проблемах транспортной инфраструктуры.


Доехать до места и не умереть

Как-то брала интервью у стажировавшегося в Уфе афроамериканца, будущего нефтяника. На вопрос, что произвело на него у нас самое большое впечатление, темнокожий гость, ни секунды не задумываясь, ответил: «Транспорт». И тут же пояснил: «Долго, холодно, ломается». Целая жизнь прошла с того интервью — тридцать лет, а транспорт в Уфе все такой же безобразный. Хотя, нет, стал еще хуже — появились «пробки».

 

Бешеные скорости, остановки где придется, гонки и мордобой обиженных конкурентов на глазах у пассажиров, а еще грязные вонючие салоны с блатной музыкой и проваливающимися сиденьями, полуголые хамоватые водители, не выпускающие из рук мобильников, а то и засыпающие на ходу, — вот неполный перечень тех «прелестей» общественного проезда, с которыми уфимские пассажиры как будто уже смирились. Неудобства — лишь часть проблемы. Иной раз едешь и молишься: только бы живой добраться! Впрочем, все это эмоции. А вот факты.


— За девять месяцев года в республике произошло 282 ДТП с участием пассажирского транспорта, в которых двадцать человек погибли, 376 получили ранения. Почти половина происшествий случилась по вине водителей, — сообщил начальник ГИБДД Башкирии Динар Гильмутдинов. — Всего же инспекторы выявили более 70 тысяч всевозможных нарушений, вплоть до задержания пьяных за рулем, а также граждан Казахстана, перевозивших людей по поддельным правам. В этом году возбуждено четыре уголовных дела за нарушения в сфере перевозок, два из которых переданы в суд. Самые опасные для пассажиров города республики — Уфа и Стерлитамак.


Миссия выполнима?

Власти намерены поставить точку в этом длящемся годами бардаке. По сути, как выразился главный транспортник республики Тимур Мухаметьянов, речь идет о масштабном реформировании всей системы перевозок в городе. Здесь, как говорится, без вариантов.


К проблеме подключился парламент Башкирии, на площадке которого организовали рабочую группу по мониторингу закона о транспортном обслуживании. В нее вошли депутаты, чиновники, эксперты и представители общественности. Уже на следующий день после создания члены группы собрались на первое заседание, чтобы поговорить о ситуации в Уфе.


А она, говоря языком цифр, очень непростая, если не сказать тревожная. Из трехтысячного парка общественного транспорта, задействованного в столице, лишь 260 автобусов — большой вместимости (причем их количество за последние десять лет резко сократилось), еще 1400 малых транспортных средств и 1300 — нелегальных.

 

Для справки: нелегальным считается перевозчик, у которого нет лицензии, если же она имеется, но отсутствует договор с администрацией муниципалитета, это просто нарушитель. В общем объеме столичных перевозок 14 процентов приходится на государственные и муниципальные, 44 — на частные, 42 процента взяли в свои руки нелегалы. Кроме того, ежедневно в столицу республики заезжает около 700 автобусов, работающих на межмуниципальных маршрутах и стартующих с тринадцати основных площадок. Чиновники знают, с каких именно. Для сравнения: во многих крупных городах страны довольно успешно используется принцип привлечения так называемого якорного, то есть основного, перевозчика, в роли которого выступают муниципальные предприятия. Там их доля в общем объеме услуг достигает 70 процентов.


— Подготовлена дорожная карта из шести основных мероприятий, которая в ближайшее время будет согласована, и мы начнем работу, — сообщил заместитель главы администрации города Андрей Федосов. — Прежде всего оптимизируем маршрутную сеть, оставив в ней вместо 116 только 95 ключевых маршрутов, все перевозчики будут переведены на контрактную систему, увеличим количество автобусов большой вместимости. Полностью уберем с рынка нелегалов и введем строгий учет за счет массового внедрения навигационно-информационной системы (НИС), к которой сейчас подключено 1300 единиц, а будет оборудован весь общественный транспорт, а также единой транспортной карты (ЕТК). С 1 июля 2019 года плата за проезд будет взиматься исключительно через кассовые аппараты, с использованием транспортной карты.


— У более 700 тысяч жителей республики в банковских картах уже имеются транспортные приложения, которыми они могут воспользоваться для оплаты проезда, — заметил директор АО «Башкирский регистр социальных карт» Александр Гусев. — Мы готовы в короткие сроки реализовать проект и для остальной части населения — сначала в Уфе, а затем на всей территории республики.


Впрочем, только заключить контракты, ввести кассовый учет и ждать, что перевозчики будут неукоснительно исполнять требуемое, еще мало, отметили участники разговора.


— Надо постоянно контролировать их работу, заставлять выполнять условия, прописанные в контрактах, — подчеркнул начальник отдела Прокуратуры РБ Дмитрий Коровкин. — Зачастую мы сталкиваемся с тем, что те маршруты, которые выиграл перевозчик, им просто-напросто не обслуживаются. Вместо него ездят совершенно другие лицензиаты. Мэрия видит это, но договоры не расторгает.


Говорили и о мерах ответственности перевозчиков, наказать которых сегодня за недобросовестную работу не так просто. По словам руководителя Госавтонадзора РБ Сергея Мережко, штрафы за те или иные нарушения не слишком велики, да и эту сумму перевозчики предпочитают не платить: сначала копят, а затем бросают старые предприятия, создавая вместо них новые. Есть более действенная санкция — арест имущества, но она пока применяется недостаточно активно. Оно и понятно, добавил представитель прокуратуры, ведь не совсем ясно, куда надо вывозить арестованный транспорт, с кого и каким образом взимать плату за его хранение. Все эти вопросы пока еще недостаточно изучены, и тут полезно обратиться к опыту других регионов. А еще подумать о грамотных формулировках в принимаемых документах.


— Нужно установить адекватные меры ответственности перевозчиков, вплоть до расторжения контрактов за самые грубые нарушения, — уверена руководитель инвестиционно-правовой и антимонопольной практик коллегии адвокатов «Арт-Лекс» Марина Максимова. — Также в контракте должны быть четко прописаны все условия: от технических требований к автопарку до штрафных санкций в случае их неисполнения.

Не разочаровать пассажиров

Все согласились с тем, что перемены нужны. Но действовать следует очень грамотно, поэтапно, предварительно рассчитывая последствия каждого нового шага. Прежде всего, по отношению к пассажирам, для которых нынешняя ситуация должна только улучшиться. Хотя, если честно, то хуже просто некуда.

 

— Важный вопрос — ликвидация нелегалов, обслуживающих более сорока процентов перевозок, — обратил внимание собравшихся депутат горсовета Уфы Вадим Лукьянов. — Их надо не просто убрать с рынка, а заместить необходимыми маршрутами, иначе нас ждет настоящий транспортный коллапс.

 

С другой стороны, власти должны позаботиться и о самих нелегальных перевозчиках, об их семьях, которые лишатся основного источника заработка, отметили участники разговора. В свое время эти люди покупали автобусы, чтобы зарабатывать, у большинства из них неплохой транспорт, который зачастую даже новее того, на котором ездят легальные водители. И этот ресурс — и людской, и технический — надо использовать, что называется, в мирных целях: выводить неофициальных перевозчиков из тени и привлекать к сотрудничеству.

 

— Конечной целью реформирования должна стать качественно оказанная услуга по перевозке пассажиров — вот что главное, — поддержал коллегу уфимский депутат Сергей Копысов. — И без учета пассажиропотока, который слабо изучался до последнего времени, этого не сделаешь.

 

Очень важно при решении кардинальных вопросов не оставить за бортом и мелочи, здорово влияющие на дорожную обстановку. Это и вопросы размещения остановок, которые чаще всего почему-то находятся на крупных перекрестах, и отсутствие специальных мест для стоянок, отстоя автобусов (сейчас они в большинстве своем ночуют в жилых дворах, рядом с домами водителей), и многое другое.


В общем, легко и быстро проблему, обраставшую бородой годами, а то и десятилетиями, не решить. Следующее заседание рабочей группы будет выездным — его проведут во второй половине ноября в администрации Уфы. Часики между тем тикают, и до часа икс — 1 декабря остается совсем немного времени.

Опубликовано: 23.10.18 (05:49) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
  Старший билетный кассир Наталья Сергеева удостоилась права открыть станцию после реконструкции.  

Написать комментарий


AHOHC

«Великие имена России»
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • На три дня Уфа стала центром по решению проблем создания комфортной городской среды для сотен студентов трехсот ведущих вузов России. Участники форума – это добровольцы и молодые специалисты в области IT, программирования, инженерии, архитектуры, гра
  • В Русском драматическом театре в Уфе прошла творческая лаборатория современной драматургии и режиссуры. 8 режиссеров из разных городов России на протяжении нескольких дней работали над своими эскизами постановок.

– Подробнее на RB7.ru: https://rb7
  • Сотни предложений от туроператоров были представлены на форуме.

Вернуться