Издательство «Республика Башкортостан»

Дотянуться до знаний

Качество школьного обучения на селе, заметно уступающее городскому, надо срочно менять

Сельские ребятишки тоже имеют право на хорошее образование.
Сельские ребятишки тоже имеют право на хорошее образование.
версия для печати
Сельские ребятишки тоже имеют право на хорошее образование.

Более половины сельских учеников после девятого класса уходит в колледжи. И только по одной причине — боятся не сдать ЕГЭ. Хотя многие мечтают и, что особенно важно, имеют право окончить среднюю школу и попробовать поступить в вуз.

Подобного шанса детей лишает падающее качество обучения в сельских школах. Годами складывавшаяся тенденция не могла не обеспокоить парламентариев. Тревожную ситуацию обсудили на экспертном совете при комитете по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Госсобрания РБ. Члены рабочей группы по изучению вопросов повышения качества обучения в сельских общеобразовательных организациях проехали по районам, чтобы посмотреть ситуацию на местах. В те школы, куда не могли добраться, разослали анкеты. Результатом этой большой работы стал детальный анализ проблем сельской школы, занявший 60 страниц. Он стал главной темой дня на заседании профильного комитета. Обучение на селе по всем основным параметрам уступает городскому, пришли к неутешительному выводу депутаты. И, как было замечено особо, «может отстать безнадежно, если не принять срочных мер».

ЕГЭ как аргумент

Неуверенность сельских школьников в отношении ЕГЭ небезосновательна. В прошлом году средние баллы, заработанные выпускниками по всем предметам ЕГЭ (за исключением географии), ниже среднереспубликанских. Еще бледнее выглядят они в сравнении с городскими сверстниками. Так, по информатике и ИКТ — разница почти десять баллов, по биологии и химии — пять, физике и математике — более четырех, почти такой же разрыв и по русскому языку.


— Еще один убедительный аргумент — это число так называемых высокобалльников, то есть школьников, получивших за экзамен 81 и более баллов, — заметил член рабочей группы по изучению ситуации в сельских школах ректор БГПУ Раиль Асадуллин. — В городе таких учеников больше абсолютно по всем предметам, причем по отдельным — в разы. Например, по литературе, информатике и ИКТ, математике, обществознанию, физике и биологии.


Слабые знания ребят из села закрывают им путь и на предметные олимпиады. А это в конечном итоге сказывается на образовательном имидже всей республики. В неофициальном рейтинге регионов по итогам заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников у Башкирии лишь 32-е место. В передовиках здесь Москва (первое место), что неудивительно, а также Республики Мордовия и Удмуртия. А вот тут есть над чем задуматься.

И швец, и жнец

Оставляет желать лучшего и качество подготовки сельских учителей. Например, высшую категорию среди них имеет лишь каждый третий, тогда как в городе она присвоена более чем половине всех педагогов.


— Но дело даже не в том, как много учителей имеют ту или иную квалификационную категорию, — подчеркнул Раиль Асадуллин. — А в том, что нынешнюю систему послевузовской подготовки педагогов срочно надо менять как безнадежно устаревшую.


Особенно тревожит тот факт, что на селе растет армия кадров пенсионного и предпенсионного возраста. Больше всего здесь учителей в возрасте от 40 до 55 лет, а вот молодежи всего три процента. Ехать в деревню она отказывается по вполне понятным причинам: нет полной рабочей нагрузки, нет жилья, не организован досуг. Хотя именно молодые педагоги, уверены эксперты, заточенные на новые форматы и механизмы обучения, способны вдохнуть жизнь в угасающее сельское образование. В связи с этим на заседании комитета прозвучало предложение подумать о разработке республиканской программы «Сельский учитель» по аналогии с «Земским доктором» для финансовой поддержки специалистов, готовых ехать на работу в глубинку.


Кстати, судя по опросу, 98 процентов выпускников педуниверситета, которые до поступления в вуз учились на селе, готовы вернуться на малую родину. Но с условием, что для них будут созданы комфортные условия работы и проживания.


Еще одна кадровая проблема сельского образования, напрямую бьющая по качеству, — острая нехватка предметников.


— Более половины учителей работают на совместительстве, некоторые ведут до пяти предметов, закрывая имеющиеся вакансии. В особом дефиците учителя физики и английского языка, — сообщил Раиль Асадуллин.

Цифра в помощь

Создание современной образовательной среды невозможно без внедрения информационных технологий. Для сельских учеников это зачастую непозволительная роскошь. Впрочем, и городам в этом смысле хвалиться особо нечем.


— Лишь 14 процентов республиканских школ имеют более-менее скоростной интернет, уже нуждающийся в ускорении, — заметил Раиль Асадуллин. — 12 процентов учреждений отвечают требованиям электронного образования. Зачастую школьные компьютеры служат украшением классов, не используясь по прямому назначению. В первую очередь это касается сел. Здесь надо срочно проводить информатизацию, отвечающую требованиям времени, и начинать ее с обучения учителей.


Когда готовился этот материал, стало известно, что Башкирию выбрали в качестве первого пилотного региона для проекта «Цифровое равенство», цель которого — подключение всех школ к высокоскоростному интернету. Как заметил председатель Госкомитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая республика» Расул Таипов, сегодня общеобразовательные организации получают услуги разного качества: скорость доступа варьируется от 128 кбит/с до 10 Мбит/с. Из более чем 1900 школ 220 вообще не подключены к всемирной паутине.


— К 1 сентября 2018 года высокоскоростной интернет будет иметь большая часть школ — 1800. Остальные получат его к 1 января 2019 года, — заявил на заседании президиума правительства РБ Расул Таипов.

Компетентно

Юмабика ИЛЬЯСОВА, заместитель председателя парламента РБ:

— Информацию о повышении качества обучения в сельских общеобразовательных школах мы обсудили на заседании президиума Госсобрания. Приходится констатировать, что учебные показатели здесь ниже городских, и, что немаловажно, тенденция эта набирает обороты. Чтобы исправить ситуацию, мы наметили три ключевых направления развития сельских школ.
Первое — более современная и эффективная система повышения квалификации педагогов. Нынешняя система нацелена на обучение учителя-транслятора знаний, тогда как сегодня востребованы учителя-тьюторы, учителя-супервизоры, учителя-администраторы. Такие педагоги владеют как передовым компьютерным оборудованием, так и методами управления вниманием, мотивацией обучающихся.

Второе направление связано с обеспечением сельских школ учителями-предметниками, которых сейчас катастрофически не хватает. Принято решение о запуске пилотного проекта «Мобильный учитель». Суть его в том, что учитель, обеспеченный транспортом и возможностью передвигаться, проводит уроки не в одной, а в нескольких малокомплектных школах.

Третье направление предполагает масштабное использование созданного на базе БГПУ имени М. Акмуллы центрального ресурсного центра «Педагогическая обсерватория». Он берет на себя методическое сопровождение размещенных на базе лучших школ муниципалитета районных ресурсных центров. А последние, в свою очередь, служат площадками для передачи передового опыта всем остальным школам республики. Подобная работа уже ведется. Высококвалифицированные столичные учителя при изучении наиболее сложных тем используют на своих уроках электронный образовательный ресурс, а потом размещают наработанный материал в открытом доступе. Чтобы им могли воспользоваться другие.
Опубликовано: 26.04.18 (18:45) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC

«Великие имена России»
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • На три дня Уфа стала центром по решению проблем создания комфортной городской среды для сотен студентов трехсот ведущих вузов России. Участники форума – это добровольцы и молодые специалисты в области IT, программирования, инженерии, архитектуры, гра
  • В Русском драматическом театре в Уфе прошла творческая лаборатория современной драматургии и режиссуры. 8 режиссеров из разных городов России на протяжении нескольких дней работали над своими эскизами постановок.

– Подробнее на RB7.ru: https://rb7
  • Сотни предложений от туроператоров были представлены на форуме.

Вернуться